Медресе Барак-Хана, расположенное в Ташкенте (Узбекистан), является хранилищем одной из самых ценный реликвий ислама — Корана халифа Османа.
Кроме того, построенное в 16 веке внуком великого Улугбека, Медресе знаменито также богатой библиотекой восточных рукописей, и ещё тем, что до середины нулевых годов 21-го века здесь размещалось Духовное управление мусульман Центральной Азии. Барак-Хан — это народное прозвище основателя Мечети правителя Ташкента Навруз Ахмадхана — внука Мирзо Улугбека, которое переводится как "Удачливый хан".
Мадресе Барак-Хана расположено в старинном районе Ташкента — здесь можно окунуться в прошлое, представить, что вы оказались в восточной сказке. Достаточно прийти на площадь Хаст Имам на улице Заркайнар к востоку от базара Чорсу.
Место для строительства Медресе было выбрано не случайно — поблизости находился махали Хастим — центр учёных, философов и знатоков ислама.
Сегодня в Медресе располагаются мастерские, в которых трудятся переписчики Корана и мастера народных промыслов — чеканщики латунных и медных изделий, резчики по дереву.
Коран халифа Османа, называющийся также Османским (Оттоманским) Кораном, был написан в середине 7 векаи является первоисточником священной книги ислама. Данный раритет хранится сегодня в специальном помещении Медресе и представляет собой огромный древний манускрипт, включающий 353 пергаментных листа, обложка выполнена из оленьей кожи. Согласно легенде, на его страницах сохранились следы крови халифа Османа, который был убит во время чтения священной книги. Важность для мусульман Османского Коранаподтверждает тот факт, что его признают в качестве первоисточника все течения ислама, в том числе сунниты и шииты, которые имеют между собой ряд религиозных разночтений. Фактически, этот Коран объединяет всех мусульман.
Изначально Османский Коран хранился как священная реликвия у халифов — в Медине, Дамаске, а затем Багдаде. Но с 13-м века, когда монголы захватила Багдад и казнили халифа со всеми его приближёнными, следы Османского Корана теряются. Лишь в 15 веке священная книга вновь была обретена. Где она была на протяжении этого времени, и каким образом попала из Багдада в Самарканд — остаётся загадкой. Есть несколько версий. По одной из них, реликвия была найдена во времена Амира Темура, который собирал в Самарканде коллекцию древних рукописей. Суфии ордена Накшбандия придерживаются мнения, что Коран был спасён в годы монгольских нашествий хитроумными дервишами, которые сумели спрятать и сохранить святыню ислама. В Ташкенте, где сейчас находится Османский Коран, бытует народное предание, что святой Каффаль Шаши, считающийся одним из покровителей столицы Узбекистана, вывез Коран из Багдада ещё до монгольских завоеваний, получив священную книгу в подарок от халифа.
До середины 19-го века Коран хранился в Самарканде — сначала на гигантской мраморной подставке во дворе мавзолея Биби Ханум, а затем в мечети шейха Ходжи Ахрора. В 1868 году, после взятия Самарканда Российскими войсками, Коран был вывезен в Санкт-Петербург и подарен Императорской публичной библиотеке. Именно в этом научном учреждении была проведена соответствующая экспертиза и учёные установили, что Османский Коран действительно был создан в 7–8 веках на территории современного Ирака.
Революционные события 1917 года снова привели к перемещению Священной книги, которая за свою многовековую историю проделала путь от Медины до Санкт-Петербурга: Коран был передан Всероссийскому мусульманскому совету и вывезен в Уфу. В середине 20-х годов его вернули в Самарканд, а в 1941 поместили в Музей истории народов Узбекистана в Ташкенте.