Мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши - один из значительных памятников культуры и архитектуры Ташкента - входит в историко-архитектурный комплекс Хазрет Имам, расположенный в старинном районе города.
Исторически сложилось так, что архитектурный ансамбль Хазрет Имампоявился именно благодаря мавзолею Абубекра Каффаля аш-Шаши, вокруг которого и стали возводиться новые здания, в течение нескольких веков образовавшие целый комплекс. Площадь и архитектурный ансамбль получили название Хазрет Имам («Святой Имам») в честь прославленного имама, знатока Корана, ученого и проповедника Абубекра Каффаль аш-Шаши. Великий ученый и богослов родился в Ташкенте в 903 году в семье ремесленника-каффаля (мастера по изготовлению искусных замков). Ребенка назвали в честь сподвижника пророка Мухаммеда и первого халифа - Абу Бакра. Великолепным образованием он обязан обучению в медресе Ташкента, а затем - Бухары, Термеза и Самарканда. Абубекр считался учеником и духовным наследником известных мусульманских теологов и ученых - Имама аль-Бухари и Мухаммада ат-Термези. Глубоко преданный мусульманской религии, Абубекр Каффаль аш-Шаши не раз совершал хадж (паломничество) в Мекку, путешествовал по крупнейшим городам мусульманского мира, встречаясь и дискутируя с виднейшими мусульманскими учеными того времени. Его познания в богословии были столь велики, а авторитет столь непререкаем, что в арабском мире Абубекра назвали Великий Имам. Многие современники даже считали, что в Мавераннахре нет ученых, равных Великому Имаму. Имея множество почетных званий и эпитетов, он остался в памяти современников, прежде всего, как «ташкентец», именно поэтому был прозван «Каффалем аш-Шаши» - «замочником из Ташкента». Кстати, бытует легенда о том, что прозвище «Каффаль» или «Замочник» он получил за то, что изготовил поразительной красоты замок, ключ к которому весил больше килограмма.
Как и многие просвещенные люди прошлого, Абубекр Каффаль аш-Шаши был не только богословом. Известно, что он был искусным поэтом и мыслителем. До наших дней дошла только часть созданных им произведений. По большей части он посвящал себя философии и правоведению по учению аш-шафия, однако некоторые его труды были посвящены красноречию и поэзии, известен его труд «Красота диалектики».
Абубекр Каффаль аш-Шаши посвятил жизнь распространению ислама и религиозному просвещению. Именно поэтому в 976 году после смерти Каффаля аш-Шаши место, где он был захоронен (в пригородном саду Боги-Кейкаус, у крепостной стены Ташкента), стало считаться святым. Здание первого мавзолея Абубекра Каффаля аш-Шаши, построенное в X веке, не сохранилось. На его месте в середине XVI века был построен новый мавзолей, сохранившийся по сей день. Внимательно присмотревшись к главному фасаду, можно увидеть имена зодчих, принимавших участие в строительстве, а также дату постройки.
Мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши построен в необычном для мавзолеев архитектурном стиле - ханака. Изначально ханаки строились как приюты для дервишей и странников. В этом они напоминают христианские монастыри, однако существенная разница заключалась в том, что в ханаку, в отличие от монастыря, можно было легко войти и выйти.
Могила Абубекра Каффаля аш-Шаши стала местом паломничества мусульман, именно поэтому мавзолей был построен, как ханака. Он имеет четырехугольную форму и ассиметричную планировку. Кроме того, он расположен на высокой платформе, приподнимающей здание мавзолея над остальными постройками. Несмотря на массивность, мавзолей Абубекра Каффаля аш-Шаши кажется устремленным ввысь и даже стройным не только из-за приподнимающей платформы, но и благодаря венчающему его куполу. Интересно, что входной портал обращен на север, а не в сторону Мекки, как у большинства мавзолеев. Помимо большого крестообразного зала, здание мавзолея включает три яруса келий (худжр) для паломников, расположенных в угловых пилонах.